в 2014 году

Доклад 
губернатора Ненецкого автономного округа
об инвестиционном климате и инвестиционной политике
в Ненецком автономном округе
 
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации представляю вашему вниманию доклад, в котором определены основные направления развития Ненецкого автономного округа, рассматриваются вопросы инвестиционной политики, направленной на активизацию и стимулирование инвестиционного процесса, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов и способствующей достижению целевых показателей, обозначенных в майских указах Президента РФ.
12 декабря 2013 года Владимир Владимирович Путин огласил ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В своем выступлении Глава государства затронул ряд вопросов, касающихся улучшения делового климата в России, определил механизм оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в субъектах Российской Федерации, обозначил задачи по созданию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в регионах, по реализации мероприятий «дорожных карт», обеспечению доступа негосударственного сектора в бюджетную сферу и повышению производительности труда.
В качестве основных факторов развития российской экономики Президент России отметил «высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии».
Основой стабильности экономики региона является его инвестиционный климат. Для того чтобы Ненецкий округ стал более инвестиционно-привлекательным, необходимо создать благоприятные условия и для иностранных бизнесменов, и для российских инвесторов.
Совместно с Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», созданной во исполнение поручений Главы государства, в Ненецком автономном округе разработана и утверждена «дорожная карта» внедрения Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В настоящее время большинство требований Стандарта выполнено.
В частности, сформирован План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной, телекоммуникационной инфраструктуры округа. План представляет собой свод ключевых проектов строительства объектов инфраструктуры, которые уже сейчас визуализированы на интерактивной инвестиционной карте округа Ненецкого автономного округа. Утвержден регламент комплексного сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации в Ненецком автономном округе по принципу «одного окна», мы готовы сопровождать каждого инициатора инвестиционного проекта.
Создан Совет по улучшению инвестиционного климата в Ненецком автономном округе – постоянно действующий координационный орган, содействующий созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику округа, повышению активности российских и зарубежных инвесторов.
Действует канал прямой связи руководства Ненецкого автономного округа с инвесторами в целях оперативного решения вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, а также функционирует «горячая линия» для оперативного решения проблем, возникающих в ходе реализации проектов. Разработан двуязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности в Ненецком округе, где инвестор может найти всю необходимую информацию. Кроме того, в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Собрания депутатов Ненецкого автономного округа внесен проект закона Ненецкого автономного округа «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ненецком автономном округе». Указанным законопроектом определяются основные принципы, условия и меры по реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе, а также способы защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности. Общественными организациями и окружными органами исполнительной власти на регулярной основе проводится экспертиза действующих и разрабатываемых документов стратегического планирования.
Утверждена Инвестиционная стратегия Ненецкого автономного округа на период до 2020 года, предусматривающая систему целей, задач, принципов и приоритетов инвестиционной политики округа, способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению ресурсов для реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в целях определения перечня необходимых региону специалистов разработан и размещен для проведения общественной экспертизы на Инвестиционном портале Ненецкого автономного округа проект регламента формирования прогноза потребности в специалистах различных направлений для Ненецкого автономного округа на 2014 – 2020 годы.
Уже сегодня используются все возможности, для того чтобы повысить инвестиционную активность бизнеса. Уверен, что российские и иностранные инвесторы почувствуют значительное улучшение условий для ведения бизнеса в Ненецком автономном округе.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» законом Ненецкого автономного округа от 15.07.2013 № 67-оз создан институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе. В 2013 году выполнена масштабная работа по проведению тематического мониторинга нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления предпринимательской деятельности, развития инвестиционного климата в регионе на предмет наличия пробелов, коллизий и избыточных административных процедур. Уполномоченный по защите прав предпринимателей на постоянной основе принимает участие в заседаниях совещательных, консультативных органов округа.
В Ненецком автономном округе оказывается серьезная государственная поддержка окружным предприятиям аквакультуры, являясь  перспективной точкой роста экономики региона.
В июле 2013 года в Ненецком автономном округе началось строительство рыбоперерабатывающего завода. Предполагается, что завод сможет перерабатывать до трех тысяч тонн сырья в год, выпуская разнообразную продукцию – консервы, пресервы, мороженую и копченую рыбу, полуфабрикаты, рыбную икру и даже морскую капусту. Готовая продукция будет поставляться на внутренний рынок округа, реализовываться в других регионах России и отправляться на экспорт. Планируем, что рыбоперерабатывающий завод начнет свою работу в 2017 году.
Параллельно, с учетом необходимости будущей загрузки строящегося рыбоперерабатывающего завода сырьем, а также в целях восполнения запасов сиговых видов рыб, мы приняли решение о строительстве на территории округа рыбоводного завода. Мероприятия по искусственному воспроизводству сиговых видов рыб для увеличения рыбодобычи и по переработке рыбы включены в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Северо-Западного федерального округа. В настоящее время Росрыболовство включило строительство рыбоводного завода на реке Куя в районе озера Харитоново в проект федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2014-2020 годах» со сроками строительства на 2015-2019 годы.
Особенно подчеркну, что строящийся рыбоперерабатывающий и создаваемый рыборазводный заводы, рыболовецкие кооперативы, входящие в некоммерческую организацию «Ненецкий рыбакколхозсоюз», а также сеть рыболовецких артелей будут объединены в формируемый на территории Ненецкого автономного округа рыбохозяйственный кластер.
Создание рыбохозяйственного кластера на территории округа позволит достичь:
стабилизации экономического состояния рыбохозяйственных предприятий и обеспечения их устойчивого развития;
увеличения объемов вылова рыбы и выпуска пищевой рыбопродукции, расширения ассортимента выпускаемой продукции;
сохранения и приумножения ресурсного потенциала рыбного хозяйства;
обеспечения занятости населения.
В настоящее время проводится работа по определению этапов создания рыбохозяйственного кластера, определяются предположительные его участники, а также формируется необходимая нормативная правовая база.
Важным аспектом новых направлений инвестиционной политики региона является практическая реализация проектов государственно-частного партнерства. Ярким примером может служить созданное в 2013 году на территории округа совместное российско-китайское предприятие по глубокой переработке продукции северного оленеводства, учредителями которого являются ОАО «Мясопродукты» – с российской стороны и компания «Люйжуй» – с китайской стороны. Предприятие будет использовать сырье, производимое окружными оленеводческими бригадами. Необходимая для производства технология предоставляется по соглашению китайской компанией. Принято решение, что реализация произведенной продукции будет осуществляться как на территории России, так и в Китае.
Инновации в сфере энергетики и строительства – это перспективный ресурс развития для региона. Объясняется это географией расположения и особенностью климатических условий Ненецкого автономного округа: длинной береговой линией границ, обилием ровных безлесных пространств, большими акваториями внутренних озер и морей, то есть тех мест, где наиболее удобно располагать ветропарки. Уже сегодня на территории округа реализуются проекты по созданию ветродизельных комплексов в поселках Усть-Кара, Амдерма, Индига, Несь, что позволит существенно сократить издержки на доставку дизельного топлива, снизить негативное воздействие на окружающую природную среду и снизить стоимость электроэнергии для населения. В рамках программы «Коларктик» заключены грантовые контракты на финансирование проектов развития ветроэнергетики в Ненецком автономном округе – контракт по проекту «Полярный ветер», предусматривающий проведение ветромониторинга в поселках Амдерма, Несь, Индига и Каратайка, и контракт по проекту «Поларис», предусматривающий проектирование и строительство ветродизельного комплекса в Амдерме. Общий объем привлеченного внебюджетного финансирования со стороны Евросоюза составит более –
4,2 млн. евро.
В настоящее время основным и единственным крупным источником электроснабжения потребителей Нарьян-Мара и его окрестностей, включая рабочий поселок Искателей и село Тельвиска, является Наряьн-Марская электростанция. В рамках технического перевооружения предприятия предполагается установить систему утилизации тепла в целях повышения КПД электростанции. В ближайшей перспективе предполагается осуществить реконструкцию электрических сетей и релейной автоматической защиты, разработать автоматизированную информационно-измерительную систему учета энергоресурсов, установить новый газотурбинный агрегат с котлом - утилизатором тепловой энергии отходящих газов, провести реконструкцию диспетчерского щита управления.
Уже сегодня на территории Ненецкого автономного округа реализуется ряд долгосрочных целевых программ, направленных на строительство жилых домов, социально-значимых объектов, автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры, в рамках исполнения которых применяются композитные материалы. В окружном бюджете предусмотрены средства на строительство домов для оленеводов и чумработниц, проживающих в сельских населенных пунктах округа (с. Ома, п. Нельмин-Нос, п. Красное) с применением технологии строительства из несущих энергосберегающих панелей, представляющих собой однослойную конструкцию, состоящую из металлического каркаса и монолитно связанного с ним внутреннего заполнения из вспененного полистирола самозатухающих марок. Для осуществления контроля качества строящегося жилья и социальных объектов проводится постоянный мониторинг выпускаемой продукции из композитных материалов, по результатам рассмотрениях которого принимается решение об их применении на строительных площадках округа. 
Природно-ресурсный потенциал Ненецкого округа служит надежной базой для устойчивого многолетнего крупномасштабного развития производительных сил округа и отличается значительными запасами углеводородного сырья (нефти, природного газа, газового конденсата). Высокий уровень инвестиций в Ненецком автономном округе определяется интенсивным освоением месторождений нефти и газа. Капитальные вложения в топливную промышленность составляют порядка 90 % от общего объема инвестиций. Прогнозируется увеличение объемов инвестиций в экономику региона, что обеспечивается реализацией на территории Ненецкого округа инвестиционных проектов по геологическому изучению недр, разведке, обустройству и добычи углеводородного сырья на месторождениях им. Р. Требса и им. А. Титова.
Вместе с тем, планируется к реализации на территории округа крупномасштабный проект «Печора СПГ», который предполагает строительство завода по сжижению природного газа в Ненецком автономном округе и строительство морского порта в поселке Индига. Ресурсной базой для указанного проекта станут Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения, совокупные запасы которых составляют 146 млрд куб. м по российской классификации. Данный комплекс обеспечит переработку 4 млрд куб. м сухого газа в год уже на первой фазе работы, в дальнейшем возможно расширение производства. Отгрузка сжиженного природного топлива будет осуществляться через морской терминал, построенный в непосредственной близости от завода. Реализация проекта «Печора СПГ» имеет большую значимость для социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, а применение новейших технологий будет способствовать освоению Арктики и дальнейшему инновационному развитию России.
В 2013 году на федеральном уровне были приняты знаковые решения, способные повлиять на дальнейшее развитие Заполярья в целом. Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
В рамках указанной Стратегии в Арктике планируется создать десять комплексных аварийно-спасательных центров, первый из которых официально открыт 20 августа 2013 года в Нарьян-Маре для экстренного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций в Печорском море.
В связи с тем, что Ненецкий автономный округ является арктическим регионом, мы не остались безучастны и внесли предложения в проект государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», учитывающие интересы округа в деле развития Арктики. Результат – округ попал в число четырех регионов, территории которых полностью включены в границы Арктической зоны в рамках проекта указанной федеральной программы. 
Стратегия включает вопросы развития современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которая является одним из приоритетных направлений развития Арктической зоны Российской Федерации.
В целях реализации указанного направления, а также для минимизации возникновения критических ситуаций, при которых жители округа могут остаться «отрезанными» в информационном плане от остального мира, начата реализация строительства волоконно-оптической линии связи по маршруту г. Мезень – Нарьян-Мар, общей протяженностью более 600 км. Реализация этого проекта имеет магистральное межрегиональное назначение, в зоне прохождения окажутся все крупные населенные пункты западной части Ненецкого автономного округа. Кроме того, в 2013 году завершено строительство объектов связи и организовано предоставление телекоммуникационных услуг в следующих населенных пунктах округа: Оксино, Великовисочное, Пылемец, Лабожское, Красное, Нельмин-Нос, Андег, Тельвиска, Макарово, КаменкаЮ, Куя, Хонгурей, продолжаются работы в Тошвиске и Щелино. Теперь жители практически всех сел Нижнепечорья получили возможность доступа к высокоскоростному Интернету.
С учетом того, что на территории Ненецкого автономного округа отсутствует сеть автомобильных дорог, мы уделяем особое внимание стабильной работе регионального авиапредприятия. Получив право на совместное с Архангельской областью исполнение полномочия в сфере содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта, мы не позволили обанкротиться нашему региональному авиапредприятию и теперь у нас существует реальная возможность оказывать финансовую поддержку Нарьян-Марскому авиапредприятию. Из окружного бюджета в 2012 и 2013 годах были выделены значительные средства на реконструкцию привокзальной площади аэропорта. За два года работы удалось благоустроить около тридцати тысяч квадратных метров территории, оборудовать на ней современные автомобильные площадки, провести озеленение и освещение. И это только первый шаг по изменению облика Нарьян-Марского аэропорта. В настоящее время мы работаем в направлении по приданию аэропорту Нарьян-Мара статуса международного. Это уже совсем другой уровень требований к обустройству аэропорта и аэродрома Нарьян-Мара — их, если такое решение будет принято, ждет серьезная модернизация.
Результат вложенных в региональное авиапредприятие материальных средств и совместных усилий впечатляет. Начиная с 2012 года, увеличилось количество рейсов по местным воздушным линиям, и как следствие, наблюдается рост пассажиропотока. Общепроизводственный налет в 2013 году превысил прошлогодний более чем на 2 тысячи часов. Это достаточно большая цифра, которая характеризует возросший объем работ. Сегодня предприятие находится в хорошем производственном состоянии и способно выполнить поставленные перед ним задачи.
Особое внимание региональных властей уделяется возрождению и реконструкции амдерминского аэропорта. В 2012 году аэропорт «Амдерма» был переведен в статус Федерального казенного предприятия. За это время удалось в значительной степени улучшить материально-техническое оснащение аэропорта, провести комплекс ремонтных работ, закупить новое светосигнальное оборудование, модернизировать взлетно-посадочную полосу, закупить спецтехнику, увеличить заработную плату сотрудников. 
С возрождением аэропорта жители связывают возрождение самой Амдермы. В настоящее время проводится целенаправленная конструктивная работа по объединению аэропортов местных воздушных линий и включению их в состав федерального казенного предприятия «Аэропорт Амдерма». Это позволит системно решать вопросы содержания и развития аэропортовых комплексов в населенных пунктах Ненецкого автономного округа. В состав ФКП предполагается включить аэропорты не только Ненецкого округа, но и восточных районов Архангельской области.
Стратегической целью социально-экономического развития Ненецкого автономного округа является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого развития ведущих отраслей промышленности, сельского хозяйства и формирования реального сектора экономики в регионе, обладающего долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения.
Не вызывает сомнения тот факт, что поставленные цели могут быть достигнуты только при существенном улучшении инвестиционного климата. Для этого нам необходимо максимально эффективно использовать весь имеющийся в нашем распоряжении инструментарий по поддержке и привлечению инвесторов в регион. Начатая нами в этом направлении работа должна быть с успехом продолжена в 2014 году.